Весна пришла, а значит, снова начинается велосипедный сезон. Для одних двухколесный друг – единственно удобное средство передвижения. Другим же он помогает вести здоровый образ жизни. Так или иначе, но часто велолюбители рискуют и здоровьем, и собственной жизнью, создавая угрозу иным участникам дорожного движения.
Почему-то многие обладатели двухколесного транспортного средства считают, что правила для них не писаны. Да, водительское удостоверение в данном случае не выдают, но не зря ведь велосипедистам наравне с теми, кто управляет мопедом, посвящена 20-я глава Правил дорожного движения (ПДД).
Там, например, прописано, что передвигаться нужно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для тех, кто идет пешком.
Между тем в Бресте даже на гребном канале при наличии отдельных дорожек для велосипедистов люди колесят по проезжей части, говоря, что им так удобнее. Ехать же там допустимо только в случае отсутствия указанных выше элементов дороги или невозможности движения по ним, причем не далее одного метра от правого края проезжей части, за исключением необходимости объехать препятствие, или в разрешенных случаях поворота налево либо разворота.
– Нередки случаи, когда люди без всяких оснований едут на велосипеде по одной дороге с общественным транспортом. А часто и пешеходы ходят по велодорожкам, хотя рядом есть тротуары. Они создают препятствия для движения велосипедистов, что тоже является нарушением ПДД – замечает начальник пресс-службы областного управления ГАИ Наталья Сахарчук. – Кстати, опасно ездить на велосипеде рядом с машинами еще и потому, что сбить может даже поток воздуха от быстрого большегруза. Вот так некоторые и оказываются под колесами автомобиля!
По отношению к пешеходу велосипед – транспортное средство повышенной опасности. В прошлом году было несколько случаев, когда им травмировался другой участник дорожного движения.
– Да, велодорожек в Бресте не хватает, потому что город старинный и раньше никто не задумывался о велодвижении, – соглашается Наталья Михайловна. – Теперь же их строительство обязательно предусматривают при создании новых микрорайонов, причем отдельно от пешеходных дорожек.
На что же еще следует обратить там внимание?
На велосипеде запрещено двигаться в условиях снегопада и гололедицы, перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье.
При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на данном транспортном средстве должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, светящийся красным.
Пункт 200, например, говорит о том, что велосипед должен иметь зеркало заднего вида и исправный звуковой сигнал, без чего, как известно, автомобилист вообще не имеет права выезжать на дорогу. Еще некоторые считают, что полоски фликера на рукаве достаточно, чтобы двигаться на двухколесном транспортном средстве в темное время суток. Пусть тогда они представят автомобиль, у которого вместо фар и стоп-сигналов установлены светоотражатели!
Велосипедист обязан уступать транспортным средствам, движущимся по дороге, которая пересекает велосипедную дорожку вне перекрестков (на нерегулируемом пересечении). Также необходимо спешиваться на пешеходных переходах.
– Бывает, автомобиль поворачивает по стрелке направо, а для пешеходов и велосипедистов тоже горит зеленый свет. Некоторые не спешиваются и вылетают прямо под колеса машины! – говорит Наталья Сахарчук. – К сожалению, дети видят, как ведут себя взрослые, и делают то же самое...
Кстати, в Бресте есть два пешеходных перехода, где дорогу разрешается переезжать (поворот с ул. 28 Июля на Октябрьской революции и на перекрестке улиц Московской и Советской Конституции). Там для велосипедистов установлены отдельные светофоры.
Трагических примеров, увы, хватает. В прошлом году страшное ДТП со смертельным исходом произошло на трассе М-10 в Дрогичинском районе: мужчина 1982 года рождения подвозил на раме 15-летнего парня. Они решили переехать на другую сторону скоростной трассы. Под колесами автомобиля велосипедист, который находился в состоянии алкогольного опьянения, погиб на месте, а подросток попал в больницу.
В том же районе 13-летняя девочка перевозила на велосипеде без дополнительного специально оборудованного сиденья своего пятилетнего брата. Оба попали под МАЗ – мальчик погиб...
По наблюдениям областного ГАИ, в основном смертельные для велолюбителей трагедии происходят в осенне-зимний период, чаще в темное время суток и, как правило, по вине самих велосипедистов. Самая частая причина – нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения. Далее идет необозначение двухколесного транспортного средства и переезд проезжей части в неустановленном месте. Третья причина роковых ДТП – неподчинение сигналам светофора.
– Почему гибнут велосипедисты? Они переезжают проезжую часть, не убедившись в своей безопасности. Даже не смотрят по сторонам, – замечает Наталья Сахарчук. – Желательно в темное время суток не только включать спереди и сзади транспортного средства фонари соответственно белого и красного света, но и надевать жилет повышенной видимости. Люди думают, что темное время суток – это когда темно, но в Правилах дорожного движения поясняется, что это промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с его восходом. Значит, как только солнце село, но небо еще довольно светлое, на велосипедах нужно включать фонари.
Наталья Михайловна советует еще надевать защиту на голову. В Европе, например, абсолютно все велосипедисты, когда едут по трассе или по велодорожкам вдоль трассы, надевают жилеты повышенной видимости и шлемы.
– Самое опасное в случае ДТП с участием велолюбителей – это смертельная травма головы, – отмечает Наталья Сахарчук. – Если бы все погибшие велосипедисты имели на голове защитный шлем, половина из них осталась бы жить! В 95% случаев смертельных аварий велосипеды не были оборудованы должным образом фонарями, светоотражателями, в том числе оранжевого цвета по бокам колес.
По данным пресс-службы областного управления ГАИ, в прошлом году с участием велосипедистов произошли 43 ДТП, в результате которых 11 человек погибли и 36 получили ранения различной степени тяжести (на 2 человека больше, чем в 2015 году). Из этого же числа аварий в 25 случаях ответственность понесли велолюбители. Из 36 раненых 24 пострадали по своей же вине.
За нарушение ПДД велосипедистам грозит административная ответственность по статье 18.23, первая часть которой предусматривает штраф в размере от 1 до 3 базовых величин.
– К сожалению, чаще ГАИ привлекает к ответственности по второй части статьи 18.23 (за нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения), а это штраф до 5 базовых величин, – говорит Наталья Сахарчук. – Нередко в последнее время приходится обращаться и к третьей части той же статьи, поскольку велолюбители создают аварийную ситуацию другим участникам дорожного движения. Штраф в таком случае доходит до восьми базовых величин. Если же по вине велосипедиста происходит ДТП, в результате чего травмируется человек, то можно заплатить и 20 (!) базовых.
Опасаться нужно не штрафа, а дорожных аварий, которые калечат или убивают людей. Всего-то вытяни выпрямленную руку в сторону, когда собираешься поворачивать на велике, – и совершай маневр, чтобы для идущего позади авто не было никакого «сюрприза». Нужно свернуть направо? Можно вытянуть в сторону и левую руку, но обязательно согнутую в локте под прямым углом. Вот и вся «премудрость», которая повышает безопасность на дороге.
В заключение обратим внимание еще на один момент. Некоторые «самоделкины» переделывают велосипеды в «легкие мопеды», устанавливая двигатель внутреннего сгорания. В таком случае садиться за руль старого двухколесного друга без его регистрации в ГАИ и наличия водительского удостоверения категории АМ нельзя. Права не нужны, если транспортное средство приводится в движение мускульной силой человека, но опять-таки – права, а не правила!
Автор: Елена СОКОЛОВСКАЯ