Наверное каждый из нас хоть однажды в жизни желал превратиться в птицу исключительно для того, чтобы увидеть землю с иной стороны, почувствовать себя свободно и легко. Некоторым это удаётся. В числе счастливчиков — авиалюбители из Кобрина. Полеты на мотодельтапланах, дают возможность, людям склонным к экстремальным видам спорта и отдыха ощутить чувство парения. Корреспондент kobrincity.by узнал историю создания объединения любителей авиации в Кобрине у её руководителя Анатолия Карповича, а фотограф Игорь Сидорук полетал над Кобрином...
— Дельтаплан безмоторный летательный аппарат — "летающее крыло". Дельталёт — моторный сверхлегкий летательный аппарат по типу дельтаплана. Он состоит из двух частей: крыло и мототележка, его ещё называют мотодельтаплан. Общая часть в названиях двух устройств — «дельта» была дана за сходство крыла с греческой буквой Дельта Δ.
— Вы давно этим делом занимаетесь?
- Больше 10 лет. Начинали заниматься в дельталетной секции при Кобринском РОС ДОСААФ. Нас было не много, тех кто активно занимался было 3 человека всего лишь. Васильев Петр, наш инструктор, погиб при совершении полёта в Пружанах. После прекращения деятельности секции продолжили заниматься самостоятельно - Андрей Кошкин да я, позже к нам присоединился Дмитрий Череватов.
Базируемся мы в окрестностях деревни Борисово Кобринского района, там у нас небольшой «аэродром» - взлётная полоса и ангар. У нас пока два дельталёта. Летательные аппараты собрали своими руками, постоянно модернизируем и дорабатываем.
— У вас все официально? Ангар вам выделили?
— Мое предприятие арендует эту полосу. Этот аппарат универсальный. Его можно разобрать и собрать за довольно короткий период времени. Крыло разбирается в шестиметровый пакет, на прицеп загрузил и уехал куда надо. Мы по республике путешествуем, летаем по разным местам.
Ангар был нужен для того чтобы мотодельтаплан не собирать и не разбирать. Обычно летом полеты заканчиваются затемно, решили построить пристанище для своих аппаратов. Удобно - приехал, ворота открыл, выкатил, а так бы час еще ушел на сборку.
— Вы говорите, что ваш товарищ погиб, есть все-таки риск определенный?
— Конечно есть, это ведь не дорога. В машине если двигатель стал, можно на обочину съехать, колесо отлетело, ничего страшного, еще три колеса есть. А это дело такое…
Если в дельталёте двигатель откажет, это ещё не самое страшное — в этом случае аппарат просто переводится в режим планирования.
В этом плане он безопасный. Хуже если что-то случается с самой конструкцией, с крылом... По уровню опасности полёты на мотодельтаплане можно сравнить с альпинизмом.
— Насколько мощный здесь двигатель?
— Двигатель довольно мощный — 100 лошадиных сил. Есть дельталеты в которых стоят двигатели 30 лошадиных сил.
— То есть он по мощности больше, чем на автомобилях стоят?
— А это двигатель как раз из легковой машины стоит.
— Интересуются люди? Ребята молодые приходят к вам?
— Нам хотелось бы развивать это направление, привлекать энтузиастов. На сегодняшний день мы зарегистрировалиБрестское областное общественное объединение любителей авиации и авиационного спорта «Пятый океан». Приглашаем всех кто неравнодушен к авиации. Телефон МТС +37529 209 98 90. Пока у нас в Кобрине два мотодельтаплана. Я считаю этого мало, если сравнивать с Польшей и Прибалтикой, у нас это все еще на стадии развития и эта стадия очень и очень затянулась.
В Кобрине все начиналось с того, что бывший военный, Валерий Дурбайлов, авиалюбитель и бизнесмен, решил развивать это направление и закупил около десятка мотодельтапланов. Он был фанатом своего дела и мечтал о том чтобы Кобрин стал столицей сверхлегкой авиации Беларуси. Валерий Павлович планировал заниматься обучением молодёжи и коммерческими полётами.
Но его планам не суждено было сбыться, случилась трагедия, он погиб, выполняя прыжок с парашютом. Часть дельталётов передали в ДОСААФ, часть продали.
— Как погодные условия влияют на полеты?
— Этот аппарат не всепогодный. Лучше летать летом в теплую погоду или рано утром, пока не началась термичка или уже после пяти шести. В принципе он может летать и зимой, холодно просто, не очень комфортно. Аппарат спокойный, он не пилотажный, он для души…
В материале использованы также фото из коллекции авиалюбителей
Автор: Фотограф Игорь Сидорук