Не в первый раз в Брест приезжают знаменитые режиссеры работать над своими картинами. На этот раз в качестве съемочной площадки была выбрана железнодорожная станция Катин Бор. «Неопалимая купина» – так звучит рабочее название шестисерийного фильма по мотивам одноименной повести Бориса Васильева. Корреспонденту газеты Заря удалось побывать на съемках и побеседовать с режиссером-постановщиком Дмитрием Тюриным.
В назначенное время приезжаем на съемочную площадку. Погода как на заказ: на удивление теплая и солнечная. Статисты – молодые парни в военных костюмах – лежат прямо на траве под навесом, ждут, когда начнется сцена с их участием. Девушки поправляют одежду и придирчиво рассматривают себя в зеркальце. Играет в массовке и старшее поколение. Пожилая женщина с платочком в руке стоит на перроне и беседует с проводницей.
Замечаю, что вдоль поезда на металлических балках растянуто огромное синее полотно. Любопытно, зачем построили такой необычный объект?
– Это хромакей, – улыбается режиссер и, поймав мой удивленный взгляд, поясняет: – Дело в том, что вокзал мы снимали на территории бывшего аэропорта в Риге. Он очень хорошо выглядит, да и интерьер там прекрасный. Но, разумеется, железной дороги в аэропорту нет, и поездов, соответственно, тоже. Поэтому мы приехали в Брест снимать поезда, а вместо вокзала выстроили эту грандиозную штуку. Потом с помощью компьютера будем обрабатывать видео. И на экране вы никогда не узнаете это место. Как будто все съемки велись в одной точке.
Недалеко от перрона установили вагончики, где переодеваются и гримируются актеры. В костюмерную выстраивается очередь. Одной из статисток выдали обувь меньшего размера. Несчастная интересуется, кто последний.
– Тем, кто пораньше подоспел, шире выбор предоставлялся, – вздыхает девушка из массовки.
Впрочем, нужные туфли находятся быстро. Уставшая костюмерша собирается на перерыв.
– Мы начали переодевать часов с десяти, а сейчас уже почти три, и первый раз выдалась возможность просто постоять, – рассказывает она. – Я ведь работаю не только с основным актерским составом, но и с массовкой. А это больше ста человек.
– А одежда откуда? Может, кто сразу со своим реквизитом приходил? – предполагаю я.
– Нет, так нельзя, – сурово заявляет костюмерша. – Костюмы только те, что из Москвы приехали.
Но тут заместитель режиссера кричит: «Все на исходные!», и площадка оживляется. По сюжету, Антонина Иваньшина (актриса Клавдия Коршунова) провожает на поезд семейную пару. Жену играет Татьяна Мухина («Зайцев+1», «Интерны»). Наблюдать за процессом съемок интересно: по перрону бежит женщина с графином воды в одной руке и тарелкой, полной еды, в другой. Следом за ней – мужчина, сжимающий в ладонях вилку и нож. Завершает шествие главная героиня. В обычной жизни подобную картину редко увидишь. На эту, казалось бы, простую сцену ушло не меньше восьми дублей. Как заверил меня юный статист Вова Поплинский, это еще не предел.
– Мы один момент вообще снимали больше часа! – делится впечатлениями он. – Но это все настолько увлекательно, что даже не замечаешь, как время летит. Я уже снимался раньше, только не в больших фильмах, а в короткометражках. Мне понравилось. Правда, не уверен, что хочу быть именно актером, но моя будущая профессия будет связана с творчеством – это точно.
Наконец, этот эпизод позади. «Снято», – сообщает режиссер. Актеры получают минутную передышку.
– Это же мама Саши из «Зайцев+1», – то там, то тут раздаются взволнованные голоса людей из массовки. Татьяну окружает стайка ребят.
– А можно с вами сфотографироваться? – робко интересуются статисты.
Актриса оказывается очень дружелюбной. Она с радостью разрешает сделать фото и общается со всеми желающими.
– Расскажите о своем персонаже, – прошу я.
– Ой, что вы. Тут и рассказывать не о чем. У меня совсем маленький герой, – отмахивается Татьяна Мухина. – Да и сцены уже все отсняли. Жалко, Брест посмотреть не успела. Но люди и атмосфера понравились! Главное, на что я надеюсь, – это попасть в Брестскую крепость.
Во время обеда участники съемок спешат в буфет. Статистам предлагают бесплатный чай. А Дмитрий Тюрин любезно соглашается ответить на пару вопросов.
– У вас уже столько кинокартин за плечами… «Жажда», «Прятки», «Ласточкино гнездо». Вы, наверное, с детства мечтали стать режиссером?
– Не совсем, – смеется. – Начнем с того, что семья, в которой я вырос, далека от мира искусства. Да и по первому образованию я инженер-нефтяник. Вот как иногда жизнь складывается. Но когда я учился в институте, то всерьез увлекся кинематографом. Стал снимать короткометражки. Со временем я понял, что не хочу заниматься ничем другим, кроме кино. Поехал в Петербург, поступил в институт и стал режиссером. Мечты сбываются, стоит только захотеть.
– Почему решили взяться именно за этот фильм?
– У меня не было цели снимать историческое кино. Просто затронула сама история. Это одна из последних повестей Бориса Васильева, потом он перестал писать о войне. Хотя, по большому счету, войны-то у нас и нет, потому что рассказ о главной героине, которая возвращается с фронта. Драма бывшей фронтовички.Основное действие – это послевоенное время, 1945 - 1946 годы.
– А чем вам для съемок приглянулся Брест?
– У вас есть старинные поезда, – режиссер щурится от яркого солнца.
– Разве в России их нет? – удивляюсь я.
– Есть, – легко соглашается Дмитрий. – В Питере, например. Но там нет танков. А нам нужно было как-то группировать съемки. Поэтому выбор пал на Беларусь. Танки снимали под Минском, сюда приехали снимать паровозы.
– А в Бресте вы раньше бывали?
– Да, 12 лет назад. Я путешествовал, а с Бреста мой путь, собственно, и начинался. Дальше я автостопом направился в Польшу. А вот над фильмом здесь работаю впервые. Но мне все нравится.
Фото Валерия КОРОЛЯ, Автор Алена ДЕБИШ, газета Заря
студентка отделения журналистики БрГУ имени А.С. Пушкина