Львовский театр «Воскресіння» в очередной раз привез на международный театральный фестиваль «Белая вежа» свою уличную постановку. На этот раз - о трагичной судьбе Украины. Спектакль назывался «Сны о Кобзаре», по мотивам произведений выдающегося украинского поэта и художника Тараса Шевченко.
Эта постановка в репертуаре львовского театра - одна из знаковых. Не только потому, что в этом году отмечается 200 лет со дня рождения поэта, «пророка» и «кобзаря», как его еще называют. Принимая во внимание последние трагические события в Украине, слова Шевченко сегодня неожиданно приобретает актуальность и новый смысл.
«Это было когда-то очень давно, и Тарас Григорьевич чувствовал, что это будет сегодня. Это для нас всех удивительно. Потому что это невозможно! Все говорили: пророк-пророк-пророк. Когда пророк становится реальным в твоих глазах, тогда появляется понимание вечности. Театр сегодня работает в чрезвычайных обстоятельствах, потому что у нас очень сложная ситуация в Украине. Но театр всегда жив и будет жить!
Мне казалось невозможным, чтобы театральное искусство, особенно уличное театральное искусство, было запрещено, потому что у нас тут где-то будут стрелять, летать бомбы... Но... все возможно в нашей жизни, все возможно...», - сказал в своем вступительном слове режиссер и руководитель Львовского академического духовного театра «Воскресіння».
Спектакль в лучших традициях уличного театра получился ярким и символичным. Действо вызвало ассоциацию с «Новой землей» Якуба Коласа - такой же рассказ о простом селянине, который то в поле горбатится, приостанавливая работу в большие церковные праздники, то от панского хлыста уворачивается.
Тарас Шевченко все время находился рядом с происходящим, будь то уборка урожая, праздник или пожар: все зарисовывал и записывал, хватался за голову от досады и отчаяния или наоборот, вдохновленно пел и танцевал. И работал вместе с другими крестьянами. О нелегкой судьбе обычных людей Шевченко знал не понаслышке - он сам был крепостным.
А потом его выкупили из крепостных и он вышел в свет. И красивые барышни в платьях с кринолином кружили его в танце, пытаясь очаровать. Однако же Шевченко помнил о другой, не такой благополучной жизни. И потом попал в ссылку за антисамодержавные стихи.
Спектакль закончился словами из «Кобзаря»:
З того часу в Україні
Жито зеленіє;
Не чуть плачу, ні гармати,
Тілько вітер віє,
Нагинає верби в гаї,
А тирсу на полі...
Все замовкло. Нехай мовчить:
Така божа воля.
На площадь вынесли портреты Шевченко. Затух огонь, замолчала музыка. Повисла молчаливая пауза. На лицах некоторых зрителей в тусклом свете софитов были видны слезы.
«Пусть бы уже действительно все замолкло наконец, а то война, война...», - шепотом прокомментировал кто-то в толпе.
Брестчане вознаградили актеров и режиссера бурными аплодисментами. Режиссер, растроганный таким приемом, взволнованно благодарил зрителей за то, что они посмотрели эту постановку:
«Ваши аплодисменты для нас очень важны, очень. Ясно, что вы переживаете за нас, мы переживаем за вас, но мы всегда будем едины, потому что мы прекрасный единый народ!»
Взял слово и генконсул Украины в Бресте Олег Мысик:
«Желаю беларусам, всем нам, всем нациям, маленьким этносам... мира, добра и процветания. И никогда не получить удар в спину от единокровных соседей».
Актеров еще раз искупали в аплодисментах и провели за бутафорские кулисы возгласами «Браво!» и «Дякуемо!».