Задержаны злоумышленники, ввозившие автомобили из Европы без оплаты таможенных платежей

7  Августа 2023 г.  в 11:52 : Разное: обо всём понемногу

- Предполагали, что проживающий в Кобрине организатор преступной схемы был замешан в криминальном автобизнесе, - рассказывает старший оперуполномоченный по особо важным делам УУР подполковник милиции Максим Фёдоров. - А вскоре выяснили и имена его троих подельников.

В то же время понимали: несмотря на наличие оперативной информации, в одиночку доказать виновность подозреваемых будет проблематично. Поэтому обратились за помощью к сотрудникам Брестской таможни. Предоставленные ими видеоматериалы с погранпереходов позволили собрать недостающие улики.

Организатор часто выезжал в страны Евросоюза, где свел знакомство с людьми, не гнушавшимися подзаработать на не всегда честных сделках с автомобилями. Именно они и подыскивали белорусу иномарки, некогда колесившие по дорогам Германии, Польши и Литвы.

Житель Кобрина, кстати, особых пожеланий не высказывал: его не интересовали ни марка транспортного средства, ни его цвет, ни год выпуска. Единственное, на чем настаивал, - не очень высокая цена продажи, примерно пять - семь тысяч евро. Когда хозяин получал сумму, в которую оценивал авто, машина официально снималась с учета. На этом действия подозреваемых (организатор, его сын и их знакомые) в рамках закона заканчивались.

В Беларуси они искали машину аналогичной марки и года выпуска, а также максимально близкого цвета. Если она была выставлена на продажу, связывались с владельцем, у которого под различными предлогами, например для проверки нахождения машины в розыске, просили фото технического паспорта. Получив документ, теряли к сделке всякий интерес. А если нужное транспортное средство вдруг попадалось на глаза на улице, то подельники записывали его номер, а необходимую информацию предоставляла работник налоговой инспекции, имевшая доступ к различным базам данных.

После злоумышленники заказывали поддельные регистрационный знак транспортного средства и техпаспорт. При этом первый полностью дублировал индивидуальное буквенно-цифровое обозначение белорусской машины, а во втором вместо идентификационного номера оригинала вписывался VIN купленного за рубежом авто-двойника. Дальше все просто: в страховой компании оформлялась «Зеленая карта», с полным пакетом документов подозреваемые ехали в Евросоюз и, заменив на приобретенной иномарке регзнаки, возвращались в Беларусь.

- Поддельные техпаспорта были высокого качества, но цвет транспортного средства не всегда совпадал с заявленным (например, могли быть черный и темно-синий), да и рисковать нарушители закона лишний раз не хотели, поэтому, как правило, пересекали границу ночью, ни разу не вызвав подозрений, - продолжает Максим Фёдоров.

Когда же машина попадала в Беларусь, она буквально растворялась. На учет в ГАИ ее, естественно, не ставили, потому что двойник уже был зарегистрирован. Часть автомобилей задерживалась у нас: их подельники сбывали родственникам и близким друзьям. Но основная масса перепродавалась в Россию.

- Начали собирать улики примерно год назад, - говорит подполковник милиции. - Некоторые из них получили, проанализировав график выезда подозреваемых на территорию Польши и въезда в Беларусь. Например, они покидали страну вместе, возвращались же порознь - один делал это на несколько часов позже на машине-двойнике. Ряд таких фактов зафиксировали мы, другие - коллеги из таможенных органов. Принесло пользу и изучение материалов страховых компаний. В итоге установили 16 машин, часть из которых ездят по дорогам России, будучи ввезенными в Беларусь без уплаты таможенных пошлин.

Организатора и его сына, кстати, задержали на границе, когда те в очередной раз направлялись в Евросоюз за новым товаром. Поддельные техпаспорта старший из мужчин прятал в нижнем белье, а два комплекта регистрационных номеров нашли при досмотре за спинкой сиденья.

Сперва было начато административное производство. Каждому из фигурантов насчитали штрафы за неуплату таможенных пошлин. Однако суммы оказались настолько большими, что в тот же день возбудили уголовное дело. Сейчас следственные органы дают правовую оценку деятельности других участников группы.

Жители России могут лишиться транспортного средства, ввезенного из-за границы. Такое случится, если автомобиль был растаможен на территории сопредельных государств с заниженной стоимостью и несанкционированным внесением изменений в документы.

При растаможивании машины физическое лицо должно заплатить за каждый кубический сантиметр двигателя, а юридическое - процент от стоимости авто плюс утилизационный сбор. Однако последний существует не в каждом государстве, что позволяет немало сэкономить.

После авто переоформляют на физлицо, при этом нередко с сопутствующей подделкой документов: в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства изменяется экологический класс. В итоге за машиной числятся недоплаченные таможенные сборы, а эксплуатация осуществляется с использованием фальшивых бумаг.

У таких автомобилей Росстандарт сейчас аннулирует СБКТС, а также выданный на его основании паспорт транспортного средства. Владельцам же, даже если они добросовестные покупатели, придется внести разницу между реальной стоимостью растаможки и уплаченной. А после принятия поправок в законодательство (над этим уже идет работа) будет введена аннуляция в том числе и выданного в другой стране СБКТС со всеми вытекающими последствия

Источник: УВД Брестского облисполкома