Минтранс рассказал, через какие российские порты Беларусь переваливает грузы

24  Июля 2023 г.  в 09:46 : Разное: обо всём понемногу

Беларусь и Россия продолжают обсуждать новые направления для перевалки белорусских грузов - сейчас прорабатывается вопрос о задействовании портов Мурманска. Беларусь переваливает свои грузы через 19 российских портов, сообщил первый замминистра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович.

По его словам, все порты находятся в разных регионах России. Это и коридор Север - Юг в сторону Астрахани и через Каспийское море, это и порты Санкт-Петербурга, Черного и Азовского морей.

"Кроме всего прочего, мы перевозим грузы сухопутным маршрутом в сторону Китая. По итогам первого полугодия у нас сложились объемы перевалки грузов около 6 миллионов тонн через порты и порядка 1,5 миллионов тонн сухопутным маршрутом на Китай", - отметил Ляхнович в эфире телеканала "Беларусь 1".

Самыми задействованными портами России являются большой порт Санкт-Петербурга и другие порты на Балтийском море.

"Они превалируют по объемам и имеют преимущество по тарифам, потому что, во-первых, расстояние по железной дороге очень короткое, во-вторых, по отдельным видам грузов мы получили скидку на Балтику", - пояснил он.

В связи с этим, по словам первого замминистра, "Балтика сегодня вне конкуренции".

Вместе с тем стороны продолжают обсуждать и новые направления.

В частности, прорабатывается вопрос перевалки грузов через порты Мурманска. Однако, как пояснил Ляхнович, из-за большого расстояния, это для Беларуси получается дороже. По этой причине глава белорусского государства поставил перед Минтрансом задачу пересмотреть железнодорожный тариф.

"Мы сейчас с российскими коллегами будем этот вопрос отрабатывать, и если нас все устроит и логистика будет приемлемой, то будем использовать и порты Мурманска", - добавил он.

Тарифы на перевалку

Первый замминистра рассказал, что тарифы на перемещение по железной дороге занимают большую часть в этой логистике, а именно - около 60%. Потому железнодорожный тариф для Беларуси является основным.

Однако на выбор направления влияет и стоимость перевалки в порту, поэтому белорусская сторона "везет грузы туда, где дешевле".

Вместе с тем, у Беларуси и России создана совместная комиссия, которая рассматривает вопросы, касающиеся железнодорожных тарифов.

"В этом году мы получили скидки от 10% до 40% в зависимости от направления. В том числе получили скидку по отдельным видам грузов на большой порт Санкт-Петербурга и самую большую скидку на порты Астрахани и сухопутный маршрут Север - Юг в сторону Каспийского моря", - сообщил Ляхнович.

Белорусский терминал в российском порту

Говоря о строительстве собственного портового терминала, первый заместитель главы министерства подчеркнул, что основополагающим моментом в этом вопросе является окупаемость проекта.

"Если мы будем видеть, что стоимость перевалки нас устраивает через какой-то терминал и определенный регион, плюс проект быстро окупаемый, в течение 5-7 лет, то, конечно, игра стоит свеч", - пояснил он.

Куда отправляются белорусские грузы

По словам Ляхновича, помимо России и Китая, среди основных экспортных направлений белорусских товаров - страны Латинской Америки и Африки, Индия.

"Практически по всем направлениям, где у нас дружественные страны, мы перевалку осуществляем", - добавил он.

Вместе с тем перед профильным ведомством поставлена задача, чтобы контейнерные поезда, которые везут белорусские экспортные грузы, в обратном направлении не возвращались пустыми, а также были заполнены товарами, необходимыми для Беларуси.