«Ценовые предложения несопоставимы с доходами людей»: в каких условиях развивается белорусский автолизинг

23  Февраля 2023 г.  в 17:03 : Разное: обо всём понемногу

«Лизинг является эффективным механизмом инвестиций в обновление производственных фондов субъектов хозяйствования Беларуси и широко востребованным населением способом удовлетворения своих потребительских нужд». О развитии лизинговой отрасли спросили директора Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шимановича.

Эксперт рассказал о том, какое значение в формировании бизнес-культуры имеет рейтингование компаний-лизингодателей, какие преимущества дает наличие рейтинга перед конкурентами и предложил чек-лист, который поможет выбрать ответственного и честного лизингодателя. Сергей также озвучил свой прогноз касательно развития автомобильного лизинга в Беларуси на 2023 год. Подробности – в материале.

«Лизинг широко востребован»: показатели рынка

– Сергей, что можете сказать о трендах на этом рынке в последние годы? Какие проявления этих трендов вы видите в ежедневной практике компаний?

– Лизинговая отрасль Беларуси – одна из самых эффективных отраслей страны. Показатели говорят сами за себя. Учитывая, что пока не подведены итоги работы отрасли за 2022 г., я приведу данные за 2021 г. По итогам 2021 г. впервые за последние пять лет произошло увеличение темпа роста объема нового бизнеса: +64% в 2017, +55% в 2018, +20% в 2019, -8,79% в 2020, +22% в 2021 году – что свидетельствует об увеличении потребности экономики в инвестициях.

Уровень проникновения лизинга в экономику страны в 2021 г. превысил показатели 2020 г., составив 1,9% к ВВП, 10,8% к инвестициям в основной капитал, 29,3% к затратам на приобретение машин, оборудования, транспортных средств (в 2020 г. – 1,8%, 9,0%, 24,5% соответственно), и сопоставим с показателями развитых экономик мира.

Лизинг является эффективным механизмом инвестиций в обновление производственных фондов субъектов хозяйствования Беларуси и широко востребованным населением способом удовлетворения своих потребительских нужд.

Хочу обратить внимание на следующие цифры.

Среднесписочная численность занятых в лизинговой отрасли в 2021 г. составила 3132 работающих. Следует отметить, что число работающих в профессиональных лизинговых организациях, принявших участие в рейтинговых исследованиях Ассоциации лизингодателей (формирующих более 94% совокупного объема нового бизнеса и более 96,4% совокупного лизингового портфеля), значительно меньше – 1115 человек, то есть чуть более тысячи человек обеспечивают 10,8% к инвестициям в основной капитал, 29,3% к затратам на приобретение машин, оборудования, транспортных средств.

Уровень просроченной задолженности лизинговых организаций уменьшился в 1,73 раза, с 4,01% до 2,31 % от общей суммы обязательств лизингополучателей.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективной работе лизинговой отрасли и ее высокой стрессоустойчивости. Для увеличения темпов роста объема нового бизнеса и эффективности своей финансово-экономической деятельности лизинговые организации в последние годы проводят активную работу по совершенствованию существующих бизнес-моделей, организационных структур и операционных процессов, в том числе их активной цифровизации.

Ассоциация лизингодателей, со своей стороны, в тесном взаимодействии с Национальным банком проводит постоянную работу по устранению существующих неоправданных барьеров и ограничений в нормативном правовом регулировании лизинговой деятельности в Республике Беларусь.

«Сегмент лизинга автотранспортных средств всегда был драйвером отрасли»

– Если говорить непосредственно о предоставлении в лизинг автомобилей, что характерно для этого направления? С какими проблемами сейчас сталкивается профессиональное сообщество?

– В Беларуси сегмент лизинга автотранспортных средств всегда был драйвером отрасли. В текущем же году он является своеобразным «антидрайвером». При показателе динамики нового бизнеса в сегменте машин и оборудования в 69,82 % от совокупных значений за 2021 г., показатель лизинга транспортных средств за три квартала 2022 г. составил 58,03% от значения за 2021 г. Для сравнения: за аналогичный период 2021 г. объем нового бизнеса в данном сегменте составлял 105,34% к совокупному значению 2020 года.

Основной причиной снижения динамики работы отрасли является отсутствие достаточного количества ликвидных предметов лизинга. Резко выросла стоимость транспортных средств, и это привело к уменьшению платежеспособного спроса на них.

С другой стороны – имеет место недостаток предложения транспортных средств, значительное уменьшение ассортимента. Ранее много автомобилей дилеры ввозили с заводов в России, после ухода иностранных брендов ввозить стало нечего. Падение в этом сегменте был основным драйвером падения в секторе нового бизнеса.

«Наличие рейтинга будет все более значимо»

– В одной из публикаций вы рассказывали о рейтинге лизингополучателя. Существует ли в Беларуси рейтинг лизингодателей, который может помочь потребителям выбрать надежного поставщика услуг?

– Когда мы говорим о рейтинге лизинговой организации, как об объективной оценке уровня ее кредитоспособности, финансовой устойчивости, положения на рынке в целом или в отдельных его сегментах, то можно говорить о том, что в настоящее время в Беларуси существует два основных источника для получения такой оценки как кредитными институтами или инвесторами, осуществляющими финансирование деятельности лизинговых организаций, так и потенциальными лизингополучателями, которые также заинтересованы в заключении договора лизинга с добросовестной и финансово устойчивой лизинговой организацией:

1. Информация Ассоциации лизингодателей, размещаемая в ежегодных аналитических обзорах «Белорусский рынок лизинга», в которых на основании официальной отчетности, подаваемой лизинговыми организациями в Национальный банк, и ряда данных годового баланса лизинговой организации по методике, разработанной Ассоциацией, делается анализ финансово-экономической деятельности лизинговых организаций, подавших заявки на участие в проведении рейтинговых исследований по итогам отчетного года.

В основу составления рейтинга положены следующие показатели:

  • Объем нового бизнеса – совокупная стоимость предметов лизинга, переданных в отчетном году (без НДС).
  • Размер лизингового портфеля – текущая сумма обязательств на конец года в соответствии с графиками лизинговых платежей по незавершенным в течение года лизинговым договорам, независимо от фактической оплаты (с НДС).

Эти показатели отражают количественные аспекты лизингового бизнеса, но обладают различной направленностью: объем нового бизнеса характеризует масштаб ведения лизинговой организацией бизнеса в отчетном периоде, по величине лизингового портфеля можно оценить перспективную устойчивость положения организации на рынке. Для сведения указанных показателей в единую рейтинговую оценку осуществляется их приведение к безразмерному виду путем шкалирования.

В результате каждой организации присваиваются безразмерные оценки по каждому интересующему параметру в интервале от нуля (для организации, обладающей минимальным показателем из всего диапазона исследования) до единицы (для организации, обладающей максимальным показателем из всего диапазона исследования) с последующим присвоением рейтинговой оценки. Параллельно с составлением общей рейтинговой таблицы по совокупным значениям показателей: объем нового бизнеса, лизинговый портфель – по виду деятельности в целом, включая инвестиционный лизинг (лизинговые операции с юридическими лицами и ИП) и потребительский лизинг (лизинговые операции с физическими лицами), составляются рейтинговые таблицы отдельно для каждого из сегментов – инвестиционного и потребительского.

Учитывая, что целью проведения рейтинговых исследований лизингового рынка является выявление характерных для него тенденций, получение обобщающих данных по рынку в целом и ранжирование участников рейтинга по параметрам, характерным именно для данного рынка в силу его специфических особенностей, при проведении исследований в дополнение к рейтингу лизинговых организаций проводится ряд рэнкинговых сопоставлений по дополнительным параметрам, характеризующим и описывающим количественные и качественные параметры и результаты лизинговой деятельности, эффективность и финансовую устойчивость лизинговых организаций.

Для дополнительной оценки количественных параметров и эффективности лизинговой деятельности используются следующие показатели, расчет по которым осуществляется по виду деятельности в целом: сумма новых договоров лизинга, объем нового бизнеса (совокупная стоимость предметов лизинга, переданных лизингополучателям за отчетный период) по договорам лизинга, заключенным вне рамок государственных программ финансирования, темп роста бизнеса, темп роста объема нового бизнеса, коэффициент рентабельности активов, коэффициент рентабельности капитала – отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Фото носит иллюстративный характер. Источник: zr.ru

Дополнительно проводится составление рэнкингов для выявления лидеров в конкретных сегментах рынка в части вида предметов лизинга, отдельно по инвестиционному и потребительскому сегментам. Для оценки способности участников рейтинга сохранять устойчивые финансовые результаты и своевременно рассчитываться по своим обязательствам рассчитывается взвешенный показатель финансовой устойчивости. Расчет делается по виду деятельности в целом. В качестве оценочных параметров для его определения используются следующие показатели: соотношение заемных и собственных средств (коэффициент финансового левериджа) – определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу лизинговой организации на конец года, участие собственным капиталом в финансировании лизинговых проектов, доля просроченной задолженности. Для дополнительной оценки финансовой устойчивости участников рейтинга проводится ранжирование по величине чистых активов.

Данные обзоры размещаются на сайте Ассоциации лизингодателей и публикуются массовым тиражом в печатном виде с последующим их распространением среди органов государственного управления, профессиональных участников рынка, банков и страховых организаций, через республиканскую библиотечную сеть.

2. Кредитные рейтинги, присваиваемые лизинговым организациям (по их заявкам) профессиональными рейтинговыми агентствами, включенными Национальным банком в реестр рейтинговых агентств, на основе анализа, проводимого в соответствии с согласованной Национальным банком Республики Беларусь методологией присвоения кредитных рейтингов.

В настоящее время в реестр рейтинговых агентств включена только одна организация: ООО «БИК Рейтингс». В свое время Ассоциация лизингодателей по обращению данной организации рассмотрела разработанную ею методологию присвоения кредитных рейтингов лизинговым организациям и внесла свои предложения по ее корректировке с целью приведения в соответствие с нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области лизинговой деятельности и бухгалтерской отчетности. Замечания и предложения Ассоциации по методологии были учтены, и, с точки зрения Ассоциации, данная методика позволяет делать объективные выводы при присвоении кредитных рейтингов лизинговым организациям.

Следует отметить, что кредитные рейтинги, присваиваемые рейтинговыми агентствами, являются «классическими» кредитными рейтингами, представляющими собой мнение «аккредитованного» финансовым регулятором агентства об уровне кредитоспособности, финансовой устойчивости и платежеспособности объекта рейтингования (получателя рейтинга), а также уровне кредитного риска и финансовой устойчивости эмитируемых (выдаваемых) им финансовых инструментов.

И данное мнение основано на углубленном анализе большого количества финансовых и деловых показателей субъекта, которому присваивается рейтинг, в силу чего может служить хорошим ориентиром для кредитных институтов при принятии решения о выделении лизинговой организации финансирования. Данные же исследований рынка лизинга и сравнительная оценка лизинговых организаций Ассоциацией лизингодателей больше направлены на определение позиции лизинговых организаций на рынке лизинга в целом и в отдельных его сегментах, объемов их операций, степени активности в анализируемом периоде и частично – финансовой устойчивости, что может служить хорошим ориентиром для принятия решения потенциальными лизингополучателями при выборе лизингодателя и в то же время может использоваться кредитными институтами и инвесторами как дополнительная информация при принятии решения о финансировании лизинговых организаций.

В целом же я оцениваю эти два направления в анализе деятельности лизинговых организаций как взаимодополняющие инструменты анализа их деятельности и реального состояния как для целей их финансирования, так и для получения лизингополучателями объективной информации при выборе лизингодателя. И то, что лизинговая организация участвует в рейтинговых анализах Ассоциации лизингодателей или стремится получить у «аккредитованного» Национальным банком рейтингового агентства соответствующий ей кредитный рейтинг, говорит о публичности организации и ее максимальной открытости для потребителя и инвестора, что существенно увеличивает ее конкурентные преимущества.

– Как по вашему, какое значение для компаний-лизингодателей может иметь присвоение высокого рейтинга деловой репутации? Что это значит: а) в бизнес-среде, б) для конечного потребителя?

– Думаю, сейчас приходит привыкание рынка к тому, что появился новый механизм оценки состояния хозяйствующих субъектов со стороны как потенциальных заявителей на присвоение рейтинга, так и тех субъектов, которые будут принимать во внимание наличие данного рейтинга при принятии решения о сотрудничестве с его обладателями. Несомненно, с течением времени наличие рейтинга будет все более значимо. В любом случае наличие высокого рейтинга будет благоприятно восприниматься в бизнес-среде как со стороны партнеров, так и со стороны конкурентов.

Наличие высокого рейтинга у потенциального контрагента однозначно будет благотворно влиять на его восприятие потребителем.

Фото носит иллюстративный характер. Источник: drive2.ru

«Ценовые предложения несопоставимы с реальными доходами людей»: прогноз для сегмента автолизинга на 2023 год

– С учетом сегодняшнего состояния рынка авто какие ваши прогнозы для лизинговых компаний по этому направлению на 2023 год?

– Если для сегмента машин и оборудования падение составило примерно 5% и основная причина снижения – логистическая, нарушение устоявшихся цепочек поставок без существенного роста цен, что позволит в перспективе достаточно быстро восстановить темпы роста в этом сегменте, то сегмент транспортных средств вряд ли быстро восстановится: насытить рынок достаточно большим количеством ликвидных предметов, которые будут интересны покупателю, сложно.

На рынке годами формировалась ситуация, когда потребитель выбирал из широкого ассортимента автотехники с достаточно привлекательными и приемлемыми для него ценовыми параметрами. Сейчас его насыщение будет происходить моделями китайского, корейского и другого автопрома. При этом ценовые предложения несопоставимы с реальными доходами как физических лиц, так и субъектов хозяйствования.


В этих условиях потребителю потребуется время для перестройки своего сознания в пользу того, что не известные ему модели не хуже автомобилей ушедших с рынка брендов, и адаптироваться к новой ценовой реальности. Учитывая общую стагнацию рынка автомобильной техники, думаю, что показатели работы данного сегмента в лучшем случае будут сопоставимы с показателями 2022 г., так как структурная перестройка сегмента продаж автомобильной техники в части адаптации к новым ценовым условиям, изменению предлагаемого ассортимента автотехники, функционированию в условиях существующего санкционного давления и реального финансового состояния потенциальных потребителей потребует достаточно длительного периода времени. С учетом вышесказанного, думаю, все большее развитие будет получать сегмент работы с бывшей в употреблении техникой. А учитывая сужающийся круг потенциальных потребителей, лизинговым организациям придется думать о том, чтобы получить дополнительные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка, включая оптимизацию работы с клиентами, максимальную ее цифровизацию, налаживание альтернативных автодилерам каналов поставок автотехники, получение дополнительных репутационных преимуществ, включая получение кредитных рейтингов.

Источник: Myfin.by