Более подробно про
интернет-магазины в республике Беларусь
Брест : Подробно о создании интернет-магазина в республике Беларусь
Регистрация и правовые вопросы
В этой области все регулируется этим законодательным актом:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября
2006 г. № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной
торговли по образцам с использованием сети Интернет»
Итак, требования, предъявляемые пунктом 1.1. Постановления к
торговой операции по реализации товаров следующие:
1. Через Интернет-магазин должна осуществляться розничная торговля
товарами, что позволяет сразу вывести из-под действия Постановления
все интернет-площадки, направленные на оптовую торговлю. Напомним,
что разделение торговли на розничную и оптовую не связано с формой
расчета (безналичной или наличной), а связано с целью, для которой
используются реализуемые товары: «розничная торговля - вид торговли
товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего
потребления и иного подобного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью» (часть первая статьи 9 Закона
Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З «О торговле»).
Отношения покупателя и продавца при заключении и исполнении договора
розничной купли-продажи урегулированы Гражданским кодексом
Республики Беларусь (статьи 462-475). Поскольку основной категорией
покупателей в розницу являются граждане, то покупателю и продавцу не
стоит забывать о Законе Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №
90-З «О защите прав потребителей».
2. Розничная торговля осуществляется методом продажи товаров по
образцам: «продажа товаров по образцам - метод розничной продажи
товаров, основанный на выборе товаров покупателем по образцам,
выставленным в торговом зале магазина или ином помещении, а также
ознакомлении с их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах,
буклетах, представленными в фотографиях и других информационных
материалах, в рекламных объявлениях о продаже товаров» (абзац пятый
пунта 2 Правил продажи товаров по образцам, утверждены Приказом
Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 83).
Реализация товаров производится с учетом требований Постановления
Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384,
которым утверждены «Правила осуществления розничной торговли
отдельными видами товаров и общественного питания». Обращаем ваше
внимание на то, что не все виды и категории товаров могут
реализовываться через Интернет-магазин: пунктом 61 данного Порядка
установлен перечень товаров, реализация которых возможна только в
магазинах, павильонах с торговым залом, торговых центрах – «бытовая
телеаппаратура, видеоаппаратура, радиоаппаратура, акустическая
аппаратура, аппаратура магнитной записи, фото- и киноаппаратура,
вычислительная и множительная техника, часы, средства связи
(телефонные аппараты всех типов, автоответчики,
усилительно-коммутационные устройства, телефаксы и другие), бытовые
электротовары (электрохолодильники и морозильники, машины стиральные
и центрифуги бельевые, электрические машины и приборы,
электроприборы для обработки и приготовления пищи, электрические
нагревательные приборы, электропледы, электрогрелки,
электроинструменты, электрические контрольно-измерительные приборы,
трансформаторы, электроосветительная арматура, швейные машины,
электрогазонокосилки, электрозвонки, электробритвы, электрофены,
электроприборы для завивки волос, электроприборы для массажа) и
другие технически сложные товары бытового назначения». Нарушение
данной нормы влечет ответственность в соответствии со статьей 144
Кодекса об административных нарушениях.
Продажа товаров указанным методом должна производиться через
интернет-магазин, к которому предъявляются следующие требования:
1. Интернет-магазин должен быть выполнен в виде интернет-сайта, то
есть совокупности электронных страниц (составленных с помощью любого
из используемых в Интернете программных языков – html, php, asp,
java и пр.), просмотр которых возможен с использованием
программы-обозревателя (Internet Explorer, Opera, Netscape
Communicator, FireFox и пр.).
2. Сайт должен принадлежать субъекту торговли – юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель должен обладать правом использования
данного сайта на основании договора или иного документа.
3. Сайт должен содержать информацию (сведения) о субъекте торговли –
фирменное наименование (Ф.И.О. – для предпринимателей), юридический
адрес, УНП, контактные телефоны, сведения об имеющейся лицензии на
право розничной торговли по образцам, сведения о режиме работы,
прочие необходимые сведения.
Сайт должен содержать информацию о товарах. Объем информации о
товаре, публикуемой на сайте должен позволять достоверно и уверенно
идентифицировать товар среди прочих, давать основные технические и
прочие характеристики товара, позволяющие использовать его по
назначению. Субъект торговли должен быть готов к тому, что по
требованию потребителя должна предоставляться полная информация о
товарах в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О
защите прав потребителей» и пунктом 15 Правил осуществления
розничной торговли отдельными видами товаров и общественного
питания. Кроме всего прочего, естественно, на сайте должна быть
указана стоимость товара, выраженная в белорусских рублях. Указание
цены в долларах США, евро, условных единицах недопустимо с точки
зрения законодательства о ценообразовании: «согласование (изменение)
цен (тарифов) в иностранной валюте (условных единицах), в том числе
с пересчетом в белорусские рубли по текущему курсу Национального
банка, не допускается, за исключением продукции (товаров, услуг),
перечень которых устанавливается Министерством экономики» (часть
вторая пункта 4.4. Положения о порядке формирования цен и тарифов,
утвержденного Постановлением Министерства экономики Республики
Беларусь от 22 апреля 1999 года № 43).
4. Сервер, на котором находится сайт, должен размещаться на
территории Республики Беларусь. Сервер представляет собой
техническое устройство (компьютер), постоянно подключенный к сети
Интернет и имеющий постоянный ip-адрес (уникальная цифровая
последовательность, обозначающая адрес компьютера в сети и
позволяющая установить его местонахождение и принадлежность к той
или иной доменное зоне). Сайт, как компьютерная программа и
последовательность команд, располагается на жестком диске сервера.
Предоставление дискового пространства на сервере для размещения
информации и сайтов, осуществляемое специализированными
организациями, называется хостингом, соответственно, такая
организация обычно именуется хостером. Субъект торговли должен
потребовать у хостера информацию о наличии собственных или
арендованных серверов на территории Республики Беларусь и
потребовать предоставления дискового пространства именно на таком
сервере. Справедливости ради стоит отметить,
что качество услуг хостинга и надежность при размещении на
белорусских или зарубежных серверах порой значительно отличается.
5. Доменное имя сервера должно быть зарегистрировано в доменном
адресном пространстве белорусского национального сегмента сети
Интернет, то есть адрес сайта интернет-магазина должен оканчиваться
на .by (например, magazin.by). Регистрация данного доменного имени
на имя конкретного торгового субъекта должна в обязательном порядке
подтверждаться документом, выдаваемым Государственным центром
безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (далее по
тексту – ГЦБИ). Домен может быть второго или третьего уровня. Постановлением № 1161 внесены изменения в существующий порядок
выдачи лицензий на право осуществления розничной торговли. Теперь
интернет-адрес магазина (доменное имя) будет указываться на бланке
лицензии, и являться одним из основных требований к осуществлению
лицензируемого вида деятельности, при этом торгующий субъект может
иметь несколько интернет-магазинов, главное – указать их все в
лицензии. Перечень документов, предоставляемых для получения
лицензии, дополнен документом, выдаваемым Государственным центром
безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, о
регистрации доменного имени, если лицензиат будет осуществлять
розничную торговлю через интернет-магазин. Осуществление розничной
торговли через интернет-магазин с использованием доменного имени, не
указанного в лицензии, теперь относится к грубым нарушениям
лицензиатом, его обособленным подразделением законодательства о
лицензировании или установленных требований и условий осуществления
лицензируемого вида деятельности, при выявлении которых
лицензирующий орган или иной орган принимает решение об
аннулировании лицензии.
Какие требования и условия должен соблюсти организатор
интернет-магазина?
Организатор Интернет-магазина должен соблюдать требования
нормативных правовых актов, регулирующих розничную торговлю в целом,
как то Гражданский кодекс Республики Беларусь, закон Республики
Беларусь от 28 июля 2003 г. №231-З «О торговле», закон Республики
Беларусь от «О защите прав потребителей», а также специальное
законодательство: Правила продажи товаров по образцам, утвержденные
приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 1998
г. №83 и т.д. После вступления в силу необходимо также соблюдать
нормы постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8
сентября 2006 г. №1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной
торговли по образцам с использованием сети Интернет».
Существует два варианта развития программных решений интернет
магазина:
• Собственная разработка.
достоинства:
- код сайта принадлежит только владельцу - делать можно только то, что нужно и как нужно - реализованы только необходимые функции
недостатки: - необходимость нанимать одного или нескольких программистов и
платить им постоянно зарплату в течение всего срока разработки и
далее, в процессе совершенствования и введения новых функций. - привязка к разработчиками, когда код понимает только тот, кто его
делал, в результате – зависимость от программиста - долгие сроки старта (от 6 до 12 мес.) - значительные денежные вложения, растянутые на большой период - необходимость разработки системы взаимодействия с 1С (взаимная
синхронизация) - если это необходимо - необходимость разработки своего фирменного дизайна и интеграция в
него своей системы (надо платить еще и дизайнеру) - и вообще так уже давно никто не делает, зачем? Если есть все
готовое
• Сторонняя разработка
достоинства - крайне быстрый старт
(до суток) - реализованы большинство необходимых функций - возможность выбора той или иной систему управления контентом - возможность привязки системы управления к 1С - относительно легкая смена системы управления контентом - постоянное и бесплатное обновление программ (безопасность, новые
разработки, совершенствование системы) - возможность выбрать тот или иной вариант структуры сайта и на его
основе сделать свой фирменный дизайн, изменяя только небольшое
количество рисунков и кода, что доступно и непрофессионалу. - возможность править существующий код визуальной части СУК и
создавать свои собственные странички как на НТМЛ, так и на РНР.
недостатки - необходимость покупки лицензии (100-1000 у.е.) можно меньше, но
старые версии, или нелицензионные, тогда лишаемся поддержки и не
имеем обновлений. - сложность внесения специфических изменений как в дизайн, так и в
саму систему. Но, можно это просить сделать разработчиков за деньги. - сложность реализации специфических функций, необходимых заказчику,
Но, можно это просить сделать разработчиков за деньги.
Наполнение контентом
Для эффективного наполнения контентом (товарами) интернет магазина
требуется создать 2 системы (или найти существующее решение):
1. Система разработки, описания и редактирования товаров как
объектов интернет-магазина. Лучше всего реализовать на основе 1С.
Именно там делается вся работа по наполнения товарами и внесении
описания товаров, а лучше – синхронизация с существующей системой
описания товаров. 2. Система синхронизации базы товаров 1с с базой в интернете. Лучше
воспользоваться готовым решением на базе готовых программных решений
вида СУК (система управления контентом).
Для эффективной работы интернет магазина требуется постоянно
поддерживать в хорошем состоянии каталог товаров, что включает в
себя поиск информации о товаре, внесение ее в базу магазина,
предоставление ссылки на сайт производителя, поиск или создание
эффективных фотографий товара и т.д. Очень желательно иметь
возможность предоставлять такую возможность удаленно, что исключит
необходимость содержать офис, и даст возможность более гибко
относиться к пополнению каталога – при необходимость нанимать
большее количество сотрудников, или меньшее после наполнения
каталога разумным количеством описаний.
Раскрутка и реклама
Реклама интернет-магазина должна быть не только в интернете, хотя
это приоритетное направление, но и в off-line. Это могут быть
бигборды, указатели на улицах с адресом магазина, радио, газеты,
телевидение. Обязательно участвовать в концертах, акциях,
мероприятиях, для этого понадобится – рекламировать такие
мероприятия у себя и плакат с адресом сайта для того что бы вывесить
его там, где проходит акция. Но все же основное внимание следует уделить интернету – баннеры,
статьи, текстовые ссылки, рассылки – все можно задействовать для
раскрутки и рекламы. Отвести раздел в магазине для описаний более подробно технологий,
которые используются в товарах, продаваемых в магазине. К примеру,
раздел статьи, в котором будут собраны наиболее интересные материалы
– описания технологий, статьи по общим вопросам и т.д.
Получить более
подробную консультацию по созданию сайта или интернет-магазина в
Бресте вы можете, обратившись по адресу
admin@virtualbrest.com
или по т. 8-029-7257073